Учитель английского языка Павел Александрович Левченков


Добро пожаловать
на сайт учителя английского языка
Левченкова Павла Александровича
 
 
Главная О себе Портфолио Проекты Публикации Отзывы
 












в помощь ученикам

в помощь учителям

в помощь родителям

он-лайн консультации

в помощь сайту

классное руководство

текущие оценки

Вопросы и ответы, отзывы, предложения и комментарии

Применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР)
для решения различных образовательных задач

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие системы образования, а именно использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Компьютер стал неотъемлемой частью современной действительности. Он может оказать помощь в изучении иностранного языка, так как применение электронных образовательных ресурсов создает уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка, то есть, он создает естественную языковую среду. Доступ к сети Интернет дает возможность воспользоваться огромным количеством дополнительных материалов, которые позволяют обогатить уроки разнообразными идеями и упражнениями.

Специфика компьютера как средства обучения связана с такими его характеристиками как комплексность, универсальность, интерактивность.

Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим.

Возможности учитывать уровни языковой подготовки учащихся являются основой для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика.

В состав понятия «цифровые (электронные) образовательные ресурсы» входят достаточно понятные и широко употребляемые термины. На основании их определений построим определение интересующего нас понятия.

Цифровой – представленный в виде последовательности цифр – чисел.

В настоящее время при стремительном развитии информационных технологий особую популярность получает цифровая форма представления информации: цифровая фотография, цифровое видео, звук и т.д. Основная отличительная характеристика тех образовательных ресурсов, о которых идет речь – их цифровой характер, т.е. они должны быть представлены в цифровом виде.

Образовательный – т.е. направленный на изучение чего-либо, может быть использован в разных формах обучения.

Ресурс, согласно толковому словарю, - средство, к которому обращаются в необходимом случае.

Следовательно, образовательный ресурс можно определить как средство, к которому обращаются с целью получения знания, как источник, содержащий информацию образовательного характера.

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

В рамках как урока в классе, так и дистанционного урока могут использоваться различные типы электронных образовательных ресурсов.

Демонстрационные материалы представляют собой статичную картинку или последовательность таких картинок (например, презентация в Power Point). К демонстрационным материалам относятся также анимации, или видеоролики. Основная функция таких учебных материалов - наглядно-иллюстративная, они используются, как правило, на этапе презентации нового материала.

На этапе отработки и практического использования введенных языковых единиц целесообразно применять интерактивные задания. Наиболее распространенным примером этого типа ЭОР являются всевозможные языковые игры. Часто интерактивные задания снабжены системой автоматической проверки для осуществления контроля.

Электронные учебные словари структурированы, имеют меню, по гиперссылкам от позиций которого можно выйти в нужный раздел. Словарные единицы в ряде словарей интерактивны: при их активизации можно вызвать озвучание слова или дополнительную учебную информацию. Большое распространение получают толковые и двуязычные словари иностранных языков, размещенные в Интернете. Их можно использовать онлайн, например, на сайте Британского Совета LearnEnglish Central можно получить словарную статью из Cambridge Dictionary Online, впечатав слово в специальное окно Look it up!. Такие словари делают более удобной работу по чтению и переводу текста, поиску значения незнакомых слов.

ЭОР многофункциональны и могут быть использованы на разных этапах урока, при обучении грамматике, лексике, видам речевой деятельности. ЭОР в их настоящем виде позволяют реализовывать практически все поставленные учебные цели и задачи. Однако, безусловно, есть ряд технологических проблем, которые еще предстоит решить. Например, большинство автоматических распознавателей речи и устройств, имитирующих диалог с учащимся, еще технически достаточно несовершенны. Поэтому их использование при обучении говорению пока затруднительно. Другая, связанная с обучением говорению, проблема, заключается в самом наличии собеседника.

В условиях очного обучения в классе с этим не возникает проблем. Однако при дистанционном обучении эта проблема встает довольно остро, и на сегодняшний момент имеются следующие ее возможные решения. Учащийся и его собеседник общаются, используя, например, программу Skype, которую можно бесплатно скачать из Интернета. Данная программа позволяет не только слышать, но и видеть собеседника. К тому же может быть осуществлен коллективный разговор, с участием трех и более собеседников или проведена видеоконференция. Для передачи монологического высказывания учащийся может, например, записать аудио или видеофайл со своим высказыванием и переслать его по электронной почте учителю.

В принципе, задания на говорение могут переноситься на форумы и чаты, где у учащихся будет возможность пообщаться с учителем и/или друг с другом в режиме онлайн (правда, здесь речь будет уже идти скорее о развитии навыков письменной, нежели устной речи).

Кроме этого, электронные образовательные ресурсы можно разделить:

  • По целевому назначению: на официальные, научные, учебные, учебно-методические, справочные.
  • По технологии распространения: локальные, сетевые и комбинированного распространения.
  • По характеру взаимодействия пользователя и электронного ресурса: детерминированные и недетерминированные (интерактивные).
  • По периодичности: непериодические, сериальные, периодические, продолжающиеся и обновляемые.
  • По наличию печатного эквивалента: электронный аналог печатного издания; самостоятельное электронное издание.
  • По структуре: однотомные, многотомные и электронная серия.
  • По жанру: образовательные порталы; сайты вузов, факультетов, кафедр, лабораторий, сайты НИИ; научно-популярные журналы; сайты научно-образовательных проектов; электронные пособия, учебники, хрестоматии; электронные курсы (образовательные объекты); архивы образовательных ресурсов; базы данных (полнотекстовые, библиографические, справочные, адресные и т.д.); лаборатории и вычислительный и имитационный эксперимент, виртуальные тренажеры; дистанционное управление экспериментальными комплексами; электронные библиотеки; электронное представление ресурсов обычных библиотек; персональные страницы преподавателей вузов, организаторов образования; отдельные статьи или страницы; иформационно-поисковые системы.

Однако многообразие и постоянное появление новых типов электронных образовательных ресурсов, а также инструментальных программных средств для разработки ЭОР не всегда соответствуют быстро изменяющимся требованиям, предъявляемым к учебному процессу, что обуславливает необходимость обучения учителей не только применению готовых типов ЭОР, но и созданию электронных учебно-методических материалов для проектирования учебных занятий. В этом случае, для разработки ЭОР используются различные программные средства, а основными этапами создания ЭОР становятся:

  • постановка и описание задачи;
  • изучение требований к разрабатываемому ЭОР;
  • описание методики его применения;
  • определение входных и выходных параметров;
  • выбор и обоснование метода решения;
  • составление алгоритма процесса;
  • составление ЭОР с использованием средств программирования;
  • отладка и тестирование;
  • решение задачи и анализ результатов.

При этом создаваемые ЭОР должны соответствовать следующим требованиям:

  1. педагогические требования (дидактические принципы; методические требования; обоснование выбора тематики учебного курса; проверка на педагогическую целесообразность использования и эффективность применения);
  2. технические требования;
  3. эргономические требования;
  4. эстетические требования.

Учитель сегодня не является единственным источником знаний для учащихся. Он – помощник, сопровождающий детей в мир информации, помогающий и направляющий их. Следовательно, умение разрабатывать и применять на уроках электронно-образовательные ресурсы для учителя сегодня актуально, оно является требованием времени.

Главными задачами, стоящими перед учителем, являются расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире и, по моему мнению, главное, развитие способностей облекать свои знания в систему.

«Сегодня образованный человек – это тот, кто знает, где искать то, что ему нужно, т.е. владеет алгоритмом поиска знаний».

Организация деятельности обучающихся на основе использования ЭОР предполагает следующие позиции педагога, которые заключаются главным образом в сопровождении и поддержке деятельности обучающегося.

  • Педагог-консультант

Сущность предлагаемой модели состоит в том, что отсутствует традиционное изложение материала учителем, обучающая функция заменяется консультированием, которое может осуществляться как в реальном, так и в дистанционном режиме. Консультирование сосредоточено на решении конкретной проблемы. Предполагается, что консультант либо знает готовое решение, которое он может предписать консультируемому, либо он владеет способами деятельности, которые указывают путь решения проблемы. Главная цель учителя в такой модели обучения — научить «как учиться».

  • Педагог-модератор

Модерирование — деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей обучающегося и его способностей. В основе модерирования лежит использование специальных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями и подводящего студента к принятию решения за счет реализации внутренних возможностей. Модерирование нацелено на раскрытие внутреннего потенциала обучающегося, помогает выявить скрытые возможности и нереализованные умения. Основными методами работы педагога-модератора являются методы, которые побуждают обучающихся к деятельности и активизируют их; выявляют существующие у них проблемы и ожидания; организовывают процесс участия в дискуссии; устанавливают климат товарищеского сотрудничества. Педагог-модератор выступает посредником, который устанавливает отношения между учащимися.

  • Педагог-тьютор

Педагог-тьютор осуществляет педагогическое сопровождение обучающихся. Он разрабатывает групповые задания, организует групповые обсуждения какой-либо проблемы. Деятельность педагога-тьютора, как и педагога-консультанта, направлена не на воспроизводство информации, а на работу с субъектным опытом обучающегося. Учитель анализирует познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления каждого. Разрабатывает специальные упражнения и задания, опирающиеся на современные коммуникационные методы, личную и групповую поддержку; продумывает способы мотивации и варианты фиксации достижений; разрабатывает направления проектной деятельности. Задачи педагога-тьютора: помочь учащемуся получить максимальную отдачу от учебы; следить за ходом учебы; давать обратную связь по выполненным заданиям; проводить групповые тьюториалы; консультировать и поддерживать обучающегося; поддерживать заинтересованность в обучении на протяжении всего изучения предмета.

Использование инновационных технологий на уроке иностранного языка с применением ЭОР требуют трансформации роли обучающегося в активного участника процесса обучения.

Роль ученика в учебном процессе в условиях использования ЭОР:

  1. Ученик — не пассивный участник учебного процесса.
  2. Ученик определяет цель своей деятельности и пути ее достижения.
  3. Ученик — активный участник дискуссии, обсуждения, исследования.
  4. Ученик выбирает способ взаимодействия с ЭУМ: определяет порядок усвоения учебного содержания, темп и порядок выполнения заданий.
  5. Ученик отбирает необходимый для достижения цели материал.
  6. Ученик осуществляет поиск необходимой информации в рекомендованных учителем ЭОР, а также отобранных самостоятельно, в дополнительных материалах.
  7. Ученик демонстрирует полученные результаты своей деятельности.

В конечном итоге ученик становится активным участником проектирования своей индивидуальной траектории освоения учебного материала и, как следствие, своего индивидуального образовательного маршрута.

Исходя из вышесказанного, представляется оптимальным способом проектирования и организации образовательного процесса на основе ЭОР, при котором:

  • основной акцент делается на организацию активных видов познавательной деятельности обучаемых, формирование «открытой» познавательной позиции;
  • учитель выступает в роли педагога-менеджера и режиссера обучения, готового предложить учащимся необходимый комплект средств обучения, а не только передать учебную информацию;
  • учебная информация используется как средство организации познавательной деятельности, а не как цель обучения;
  • обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности наряду с педагогом, а его личностное развитие выступает как одна из главных образовательных целей.

В практике работы современного учителя электронные образовательные ресурсы могут использоваться как в традиционном обучении, так и инициировать применение инновационных образовательных технологий, прежде всего, таких как проектное обучение, дистанционное обучение, кейс-технологии.

При организации самостоятельной работы учащихся ЭОР могут использоваться:

  • для выбора необходимой информации;
  • для изучения нового учебного материала;
  • для выполнения лабораторных и практических работ;
  • для анализа и построение моделей в виртуальных лабораториях;
  • для создания «собственных» продуктов учебной деятельности: конспекты, рефераты, проекты и т. п.;
  • для отработки умений и навыков;
  • для подготовки выступлений и презентаций;
  • для подготовки к конкурсам, олимпиадам, интеллектуальным турнирам;
  • для выполнения учебно-исследовательских работ;
  • для проведения тестирования как формы контроля и самоконтроля.

Следует отметить, что наибольший дидактический эффект может быть достигнут при комплексном использовании различных ЭОР в зависимости от вида учебной деятельности.

Особое внимание хочу обратить на использование ЭОР для современных форм дистанционного обучения. Дистанционное обучение представляет собой достаточно гибкую систему обучения, позволяющую обучаться практически в любое время суток в течение семи дней в неделю при наличии компьютера, подключенного к сети Интернет. Это делает дистанционное обучение актуальным для современного российского образовательного контекста, поскольку способствует решению некоторых острых проблем.

Так, при помощи дистанционного обучение может быть решена проблема обучения детей-инвалидов и детей со специальными образовательными потребностями, детей, пропускающих уроки по болезни, проходящих обучение в экстернате и т.д. ДО может также использоваться при организации спецкурсов по различным предметам, курсов по подготовке к ЕГЭ и т.д.

Использование компьютерных технологий позволяет сделать процесс обучения иностранному языку:

  • более-личностно-ориентированным: за счет создания индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального темпа обучения: например, при помощи учителя или самостоятельно учащиеся могут выстраивать план своей подготовки к ЕГЭ, используя различные языковые и речевые тренажеры;
  • по-настоящему интерактивным: у учащихся появляется возможность получать моментальный ответ/реакцию на каждое свое учебное действие, чего не в состоянии обеспечить учитель в классе и тем более при занятиях учащегося дома;
  • менее рутинным и более разнообразным: качественное формирование речевых и языковых умений и навыков невозможно без многократного употребления языковых единиц в речи, поэтому учащийся должен неоднократно повторять свои действия в рамках тренировочных заданий. Использование ИКТ позволяет сделать эту отработку менее рутинной и более разнообразной;
  • коммуникативным: использование языковых роботов, а также общение на иностранном языке в учебных чатах и блогах симулирует ситуацию общения - письменную и устную;
  • основанным на использовании аутентичных языковых материалов: учащиеся приобретают практически неограниченный доступ к аутентичным иноязычным ресурсам, в том числе аудио и видео, размещенным в Интернете. Они могут использовать эти материалы при самостоятельной работе, дистанционном обучении, подготовке проектов и т.д.;
  • менее ориентированным на учителя и более автономным с точки зрения учащегося: учащиеся участвуют в языковых онлайн-сообществах и выполняют задания по сети в группах и парах, что способствует развитию у них не только речевых навыков, но и навыков учебного сотрудничества и обще учебных умений.

Использование новых информационных технологий в преподавании иностранного языка дает возможность учителю вовлечь учеников в образовательный процесс – это обязательное условие преподавания в современной школе.

Процесс обучения чтению, как один из самых сложных на начальном этапе, можно построить таким образом, что ребёнок и не заметит сложности поставленной задачи, успешно освоив правила чтения. Например, нам учиться читать помогает сказочный персонаж. Он появляется каждый раз, когда нам нужно освоить очередное правило, потренироваться в чтении. Общение со сказочным персонажем создаёт положительный эмоциональный настрой, дети хотят поучаствовать в процессе, внимательно слушают друг друга и стараются лучше справиться с заданием. Таким образом, уроки чтения проходят легче, но результативнее.

Если есть такая возможность, можно записать выступления детей, чтобы они смогли увидеть себя на экране, при озвучивании видеофильма по сказке. Таким образом, мы проигрываем сказку несколько раз. Дети учатся читать, пересказывать диалоги, правильно используя интонацию.

Игровые ситуации на уроках положительно сказываются на мотивации учащихся, что нужно обязательно использовать. Например, различный интерактивные игры в коллекции «LearnEnglishKids» от British Council.

Главное, что форма этого задания увлекает учащихся, снимает напряжение и помогает преодолеть сомнение в себе.

Работая с интерактивными досками, можно за урок решить гораздо больше задач. Работа на уроках с интерактивной доской позволяет быстро провести самопроверку знаний учащихся. При выполнении задания ответы закрыты шторкой, при проверке – открыты. Есть возможность одному – двум учащимся выполнять это задание на доске. Таким образом, дети имеют возможность проверить свои знания, сравнив свои ответы с вариантами товарищей и с правильными ответами на доске, сразу получить оценку. Интерактивные доски позволяют делать целые конспекты уроков, включающие в себя аудио и видеоматериалы к уроку. В конспекте можно обозначить тему и цели урока, доступно изложить материал урока, пользуясь ЭОР. Учащиеся могут познакомиться с дополнительными источниками информации по рассматриваемому вопросу (сайты, CD, учебные пособия).

На уроке можно использовать не только презентации, но и учебные видео. Очень удобно, создав презентацию, записать её в формате видео. Преимущество видео состоит в том, что его можно проигрывать не только на интерактивной доске, но и используя другие технические средства, например, ЖК-телевизоры. Таким образом, можно разнообразить формы работы.

Трудно сегодня представить преподавание страноведческого материала на уроках без разработок, основанных на использовании Интернет-ресурсов. Путешествуя по англоязычным странам, мы можем в режиме онлайн заглянуть на Тауэрский мост http://tvway.ru/index.php?file=11910 , зайти в Лондонский зоопарк http://www.zsl.org/zsl-london-zoo/, пройтись по залам Британского музея http://www.britishmuseum.org. Такие путешествия поддерживают интерес учащихся к языку, мотивируя их на активную работу.

Однако, применяя ЭОР на уроках, учитель должен помнить три золотых правила:

1. С толком.

Это значит, что применение любых средств на уроке должно быть целесообразным и иметь практическую конечную цель. Планируя урок, нужно чётко определить, для чего мы работаем с ЭОР, что мы хотим получить в результате.

2. В меру.

Как мы понимаем, урок должен быть динамичным. Учитель старается разнообразить типы работ, чтобы задействовать все возможности запоминания и усвоения материала. На один вид работ не стоит тратить много времени, так как ученик устаёт, интерес угасает, и полезный коэффициент его труда резко падает.

3. Не навреди.

Вопрос сохранения здоровья школьников стоит перед нами остро. На просмотр статических и динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения нельзя тратить больше времени, чем рекомендуется «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: в 1-4 кл. 15 мин., 5-7 кл. – 20 мин. Не стоит забывать о динамических паузах и о зарядке для глаз.

Уроки с использованием ЭОР, на мой взгляд, являются одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.

Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным, интересным и запоминающимся для учащихся.

Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

  • обеспечить положительную мотивацию обучения;
  • проводить уроки на высоком эмоциональном уровне;
  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
  • повысить объем выполняемой на уроке работы;
  • усовершенствовать контроль знаний;
  • рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
  • формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

 

Учитель английского языка
Левченков Павел Александрович
Тульский областной центр повышения квалификации.
г.Тула, 2014.

 

назад к списку